mc-leo (mc_leo) wrote,
mc-leo
mc_leo

Categories:

пора бы и совесть поиметь. ЛО, 15.01.2010.

Совесть - это я про себя. Вот уже третий день хожу, переполненная впечатлениями от роскошного Лебединого, а ведь обещала выплеснуться :)

Решение пойти на этот спектакль во что бы то ни стало, я приняла в конце декабря, когда услышала каким именно образом последняя ученица Г.С.Улановой Надежда Грачева получила этот спектакль. Возможно,  это только слухи, но рассказывают, что когда кто-то (кажется, Авдеев) приехал в театр, чтобы поздравить Надежду с днем рождения, то, вручая цветы балерине, обронил фразу:
- В следующий раз увидимся 14 января на спектакле в честь Улановой? - и многозначительно посмотрел на Янина.

Говорят, что именно эта фраза и определила состав.

С местами повезло несказанно. Рассчитывавшие сидеть на любимой лесенке, мы с Маней, совершенно неожиданно для себя, оказались в самой середине второго ряда партера. Жутко тряслись, что сейчас придут хозяева мест и мы, выбираясь, будем мешать окружающим... но, честно говоря, моего страха хватило только до середины увертюры. Потом рациональное полушарие мозга полностью отключилось и остались одни эмоции)))

Сказать по правде, это был один из тех редких спектаклей, когда труппе удавалось буквально все. Корда - слаженная и выверенная (последний раз я такое единство наблюдала на премьере в 2001), солисты - вдохновенны... Очень волновалась за Скворцова. Есть у него слабое место - воздушные туры, но в этот день Руслан всю техническую сторону партии провел легко и безусильно.

Очень порадовали сверстницы принца - Никулина и Крысанова. Аня избавилась от неуверенности в работе ножками, Катя... Катя выросла как балерина просто неимоверно. Легкая, изящная, грациозная. Чуть тяжеловата нижняя челюсть, но, как писал Сомерсет Моэм: "Ни одна великая актриса не была красавицей". Втроем с Русланом девочки создали в готическом замке атмосферу детского праздника - непосредственную, чистую и радостную.

Чуть жеманнее, чем обычно, был Денис Медведев. Вот мне интересно: а на каком основании этот юный алкоголик в самом начале сцены пьет из бокала принца, пока тот общается с друзьями и подружками? :) Все-таки шут должен соблюдать хоть какую-то субординацию :)

Наставник-Лопаревич вызывал желание приветствовать его как учителя - стоя. :) Изысканно консервативный, элегантный, перешедший в амплуа "благородных отцов" Алексей был мягок, но строг со своими учениками, ненавязчиво демонстрируя им правила поведения в тех или иных дворцовых ситуациях. Вот только этот несносный шут постоянно отвлекал класс, высмеивая учителя. Впрочем, свой коронный гран-пируэт Медведев исполнил блестяще, вызвав овацию.

Наконец гости разошлись и принц остался один. Мне показалось, что он ждал этого момента, потому что гости отвлекали его от  мыслей о мечте. Но, наконец-то оставшись один, юноша смог предаться светлым размышлениям о ней....

Смог бы, если бы за его спиной не появилась... тень. В первые секунды я не разглядела лица НМЦ, но по спине пробежал странный мороз. Стало холодно и страшно - как в кошмарном сне. Образ принца разделился: стремление Зигфрида вверх уравновешивалось стелющейся вокруг тенью. Казалось, тень была повсюду: обвивала ноги принца, не давая ему оторваться от земли, шарфом стелилась по плечам, обволакивала. Злой гений Цискаридзе словно заполнял собой всю сцену, пока в самом центре ее не вспыхнул маленький дрожащий огонек - сердце Одетты.

Я не знаю балерины, которая может станцевать эту партию на уровне Надежды. Из виденного ранее были и божественная отстраненность Лопаткиной и нежная женственность Степаненко и трепетность Рыжкиной (говорю только о тех, кого видела живьем). Но такого говорящего жеста, такого пластического совершенства, как у Надежды, достичь не удалось никому. Я словно превратилась снова в маленькую девочку и готова была рассказывать маме про белое адажио: а вот здесь она рассказывает принцу, как ее заколдовали, а вот сейчас она объясняет, как ее можно спасти, а вот, смотри, она поверила ему... Белое адажио действительно стало говорящим.

Поразил и еще один момент. В начале адажио лицо, плечи и руки Одетты были мертвенно бледными. Действительно, лебедь - от кончика изящной пуанты до маленькой коронки на голове. Однако, в процессе рассказа к ней возвращались краски: на щеках появился легкий румянец, засветились глаза, чуть тронула губы тень улыбки. Адажио действительно стало открытием Моны Лизы - загадочной и непостижимой.

Однако в тот момент, когда между принцем и заколдованной девушкой вспыхнула искра любви, когда она готова была ответить на его мольбу о поцелуе, покоренная искренностью и горячностью его клятвы, на сцене опять появилась темная тень, и началось стремительное обратное превращение: руки стали крыльями, краски сбежали с лица и, мертвенно бледный, уплыл за кулисы бесстрастный лебедь.

Когда закрылся занавес и раздались аплодисменты, я, приходя в себя, поймала себя на том, что судорожно ловлю ртом воздух, словно вынырнувший из под воды ловец жемчуга. Я действительно забыла, как надо дышать, погрузившись в глубину волшебного озера лебедей.

Ко второму акту мы немножко отдышались, поняли, что никто нас с мест сгонять не собирается, бегло ознакомились с новой балетной книжкой, посвященной недавно ушедшему из жизни "дяде Толе" Уварову (бывшему главе уваровской клаки). книжка называется, кажется "Русские танцовщики" и представляет из себя сборник кратких биографий великих русских танцовщиков, начиная с конца 19 века и заканчивая Барышниковым, Цискаридзе и т.д. Книжка построена по алфавиту, поэтому кто последний по времени не скажу - удалось только бегло пролистать.

Между тем на сцене готовились драматические события. Декораторы, привыкшие за время правления Ратманского работать тяп-ляп и уже шокировавшие нас "исчезновением" дворцовых люстр в сцене озера, слабо закрепили ткань, покрывавшую сцену, что и определило весь ход дальнейшего действия.

Гордая и заносчивая венгерка-Гребенщикова пару раз была вынуждена не вовремя опуститься с пуант, чувствуя "ускользающий из-под ног "пол. Русская невеста-Осипова чуть пошатывалась в пируэтах. Остальным трем невестам (Ализаде, Капцовой и Леоновой) повезло, но лишь потому, что их партии большей частью проходят "в воздухе".

Зигфрид казался задумчивым и отстраненным. Он танцевал вальс с невестами, откровенно не видя их, проходя мимо, как мимо столбов, что вызвало справедливое негодование маменьки - владетельной принцессы Исплатовской. Казалось, ее раздражает такая неуверенность и нерешительность сына. Эх, знала бы она, где пребывает сейчас душа юноши! мы то знали и потому полностью разделяли его отстраненность. Поэтому, как и у принца, у нас вызвал некоторую оторопь звук фанфар, возвещающих прибытие Злого гения и Одиллии.

Описывать антре этих великих артистов в черном акте - неблагодарное дело. Все уже разобрано до мельчайшего поворота головы и направления взгляда. Но настолько гипнотическое воздействие на Зигфрида произвело это появление. Настолько, с каждым взглядом на Одиллию, он увязал в "пучине страсти роковой", настолько с каждым шагом приближался к неизбежной пропасти и настолько каждый этот его шаг заставлял ярче разгораться улыбку на лице Злого гения, который из темной жуткой тени превратился во втором акте в того самого "играющего демона", которого мы все прекрасно знаем, что восхищение отточенностью танца ушло на второй план, а главное место заняли эмоции - переживания за судьбы главных героев. Да и Одиллия была не "черным лебедем", а "демоницей", "дьяволессой", как характеризовала этот образ М.М.Плисецкая. Такой черной радости, как у нее, в момент прозрения Зигфрида, я не помню.

В черном падеде, к сожалению, топорная работа декораторов чуть не повлияла на спектакль.  Во время исполнения Надеждой фуэте тряпка с пола начала наматываться на пуанту. К моменту, когда полный оборот в "фуэте по точкам" был завершен, туфелька балерины до середины стопы оказалась внутри кокона, который продолжал подниматься вверх. Но Надежда, как истинный мастер вышла из положения, перейдя в диагональ и закончив ее в левом нижнем углу сцены. надо было видеть восхищенные глаза - уже не Злого гения, но Николая Цискаридзе - который оценил и маневр и последующее исполнение балерины, которая, как ни в чем ни бывало продолжила партию последней "бешеной" пробежкой по диагонали, чем окончательно разрушила все защитные барьеры бедного Зигфрида. Честное слово, девочки, глядя на такую Одиллию, я горжусь тем, что я - женщина :)

В финале слезы подступали к горлу из-за трагичности и надломленности Одетты, падающей в нарочито неловкой позе, словно птица с перебитыми крыльями. когда появились черные лебеди, мне показалось, что она готова сдаться: она начала в какой-то момент вторить их движениям. она словно говорила: если действительно нет правды в мужских клятвах, зачем сопротивляться злу. подобно булгаковской Маргарите она, долго проплакав, готовилась стать ведьмой. и только появление Зигфрида заставило ее если не воспрянуть духом, если не простить его, то по крайней мере, не предать себя. Погибнуть но не сдаться.

Вот, кажется, и все. Да, были еще и поклоны, да, были и многократные вызовы и поклонники всех возрастов не спешили покидать зал, но я не могла вернуться с озера. Такое надо было пережить, еще раз пропустить через себя, переосмыслить. чтобы снова научиться жить, обогащенной этим новым (хоть и старым) опытом, этими новыми (хоть и старыми) мыслями.


UPD: Спасибо natapo за поправку. Действительно, не Тихомирова, а Никулина. Исправила
Subscribe

  • Размышлизмы

    Недавно беседовала с одним артистом балета и вдруг услышала фразу: - С этого ракурса меня нельзя смотреть... Вот теперь думаю: а что сделать…

  • (no subject)

    Не знаю как, но пароль набрался автоматически - пальцы помнят, оказывается. Кажется, я снова в строю, товарищи жж-шники

  • Интервью

    Муж Светланы Лунькиной Владислав Москалёв дал интервью канадской "Экспресс-газете". Привожу целиком.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • Размышлизмы

    Недавно беседовала с одним артистом балета и вдруг услышала фразу: - С этого ракурса меня нельзя смотреть... Вот теперь думаю: а что сделать…

  • (no subject)

    Не знаю как, но пароль набрался автоматически - пальцы помнят, оказывается. Кажется, я снова в строю, товарищи жж-шники

  • Интервью

    Муж Светланы Лунькиной Владислав Москалёв дал интервью канадской "Экспресс-газете". Привожу целиком.…